On media conflict and new forms of screen product

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The transition of the TV to the digital broadcast platform and the regenerating media-space cause certain alterations in the programming policy of TV channels. The change in the existence conditions of the TV as a market entity accounts for the reforming of its structural, artistic and production activity. The search for new forms and conceptions of the screen content is determined by transformations in social life. The article explores the confrontation of media and society particularly evident in the digital era and the influence of innovative technologies on the emergence of new screen product forms.

Full Text

Переход ТВ на цифровую платформу вещания, обновляющееся медиапространство влекут перемены в программной политике телеканалов. Изменение условий существования ТВ как субъекта рынка обусловливает реформирование его организационно-творческо-производственной деятельности. Поиск новых форм и концепций экранного контента сопряжен также с трансформациями в социальной среде. В статье рассматривается проблема противостояния медиумов — медиа и социума, особо проявившаяся в цифровой период, влияние инновационных технологий на появление новых форм экранного продукта. ТВ, технологии, интеллектуальная продукция, духовно-интеллектуальный сегмент рынка, медийные и социальные трансформации Становление информационного общества, где информация предстает как товар и услуга, а информационно-коммуникационная среда подвергается кардинальным изменениям в результате внедрения инновационных технологий, формулирует ряд проблем, затрагивающих вопросы взаимодействия массме-диа и социума. Адресованы они к семантике экранного продукта, прежде всего телевизионного, к моделированию его новых форм, основная цель которых «захват» внимания масс, воспринимающих ныне экранную реальность как норму, адекватную «живой» реальности. Новейшие технологии обеспечивают чуть ли не тотальное погружение социума в создаваемую экранную реальность, формируя и ментально-психологическую зависимость масс от медиа. В итоге сущность медиареальности/экранной реальности предстает как проблема века. Рассматривать ее можно и как преимущество взаимодействия медиа и социума, и как противоречие, преодоление которого мотивирует элиту массмедиа к поиску нового телевизионного языка. 138 ВЕСТНИК ВГИК І ДЕКАБРЬ 2013 I № 18 ЦИФРОВАЯ СРЕДА І ТЕЛЕВИДЕНИЕ 1 Подр.: Кривошеев М.И. Экран в новом времени // Вестник ВГИК, январь 2010, № 2. С. 4-10. 2 Массмедиа, ТВ прежде всего, работают в сложнейшем сегменте рынка — духовноинтеллектуальном, производя интеллектуальную продукцию, которая обеспечивает прирост новых знаний. — Прим. авт. Экран — символ современности Динамика современных трансформаций сопряжена с вторжением в повседневность технико-технологических инноваций, совершенствующихся мобильных устройств, обеспечивающих коммуникацию в реальном времени. Экран при этом предстает как эффективное средство отображения социальных изменений и — как символ современности. Различные формы и форматы экрана1, от мала до велика, обеспечивают массовой коммуникации наглядность, ускоряя процессы информирования, социальной адаптации. Телеэкран в силу его востребованности отождествляется с визуализирующимся информационным пространством, где запечатлеваются социальные трансформации, обновляемая реальность. В этом его сила, преимущество, привлекательность. Наглядность информации существенна для повседневных практик. Она способствует передаче эмпирического опыта при условии формирования новых идей, смыслов2, снижает прессинг ускорения ритма времени, позволяя индивиду быстро ориентироваться в социальных переменах, принимать важные решения, прогнозировать будущее. По Э. Тоффлеру, чем стремительнее скорость перемен, тем больше внимания нужно уделять распознаванию модели будущих событий, прогнозированию ситуации. Новые условия существования, массовое распространение телевизионной «картинки» с помощью мобильных средств коммуникации, ее репрезентация в интернет-пространстве коррелируют стили и модели поведения социума, преобразуют, иногда до неузнаваемости, язык межличностного общения, накладывая отпечаток на привычные в обществе культурные, нравственные устои и изменяя отношение к жизни, все более фокусирующееся на насущном настоящем. В этих условиях ориентация программной продукции телеканалов (новости, ток-шоу, реалити-шоу и т. д.) на событийность времени, где межличностный диалог превалирует, оправдана. Интерпретируя действительность, ТВ пытается распознать новые ценности, которые основываются не столько на внешних поведенческих формах, сколько на том, что под ними подразумевается. Иначе говоря, стремится распознать/ утвердить некие смыслы норм поведения нашего современника. Но проблема значительно сложнее и связана с перестройкой сознания. Углубленное «осознание своего стиля жизни» и его причинность (Э. Тоффлер), утверждение новых ценностей требуют времени, чтобы человек смог осознать себя в новой парадигме. Этому способствует и культура диалога, так как она не только № 18 І ДЕКАБРЬ 2013 І ВЕСТНИК ВГИК 139 ТЕЛЕВИДЕНИЕ І ЦИФРОВАЯ СРЕДА 15 СМАРТФОН формирует навык слушать друг друга, но и стимулирует рефлексию, позволяет смотреть на себя со стороны, ускоряя процесс восприятия новых ценностей. ВИДЕОИГРЫ Важным признаком современных социальных процессов, таким образом, оказывается интерсубъективность, понимаемая как проникновение индивидуального сознания в опыт другого «Я» и через это — к универсальному горизонту опыта3. Интерсубъективность как Трансмедиа — различные среды распространения экранного продукта 3 Интерсубъективность. Новая философская энциклопедия/rnRL: http://iph. ras.ru/elib/1258.html (дата обращения: 25.07.2013). 4 Там же. 5 Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Прак-сис, 2005. С. 14. 6 Принцип очевидности и субъективной достоверности при трансляции знаний рассматривается в теории Р. Декарта // См.: Гайденко П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой. М.: Университетская книга, 2000. понятие и сущностное явление анализировалась многими философами (И. Фихте, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, К. Юнг, А. Шюц) задолго до появления цифровых технологий. Но в цифровой век, когда социальной адаптации способствуют массовые коммуникации, преимущественно экранные, интерсубъективность предстает как базис социального взаимодействия, мотивируя индивида на поиск типических, взаимосогласованных структур сознания, новых моделей поведения, приводящих к смене социальных ролей4. Стремление нашего современника к публичности, что позволяет реализовать экран, в том числе экран ТВ, коррелируется с интерсубъективностью, выраженной в форме зрительно-звукового восприятия. Смена культурных приоритетов, возникающая в результате доминирования информационной/экранной культуры, предстает как одно из противоречий современности. По Н. Лума-ну, массмедиа относятся к наблюдающим системам, а потому «вынуждены проводить различение между самореференцией и инореференцией»5 (оценка внутреннего и внешнего мира) и конструировать еще одну реальность, отличную от них самих. Формируемая массмедиа копия объективной действительности — процесс рукотворный, неизменно включающий креативный акт создателя медийного продукта, использующего свой творческо-интеллектуальный потенциал для привлечения внимания аудитории, культивации ее интереса к программам телеканала. В итоге востребованность экранного продукта базируется на доверительном отношении аудитории к массмедиа, точнее к творческо-мировоззренческому потенциалу профессиональной элиты. Оценка же содержания ТВ-продукта строится на новизне, информативности, оригинальности и познаватель-ности, с одной стороны, с другой — на достоверности и очевид-ности6 воспроизводимого события или явления. Нарушение этих категорий приводит к отказу от телесмотрения, сказываясь на репутации телеканала и его капитализации. 140 ВЕСТНИК ВГИК І ДЕКАБРЬ 2013 I № 18 ЦИФРОВАЯ СРЕДА І ТЕЛЕВИДЕНИЕ 7 Медиапространство — часть социального пространства, где социальные конструкции проецируются с опорой на специфические, присущие только ему средства (печатные и электронные СМИ)/ См.: Шелонаев С.И. Медиапространство — теоретический аспект. Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Медиапространство России: общество, политика, бизнес». 23.11.2012. //URL.: http://engec.ru/media_ konf2012/ShelonaevSI (дата обращения: 25.12. 2013). 8 Бодрийяр Ж. Фантомы современности / В тени молчаливого большинства, или конец социального (отрывки из книги): пер. Н.В. Суслова // Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2008. С. 214. 9 Там же. 10 Логика рассуждений Ж. Бодрийяра такова: «Масс (-а, -ирование) есть сообщение» (англ.) Слово «массирование» употребляется здесь в значении «движение массы, жизнь массы, бытие массы». — Прим. авт. Противостояние медиумов как проблема века Бурное развитие блогосферы, социальных сетей — свидетельство противостояния массмедиа и социума, процесса, до конца еще не осознанного и с трудом прогнозируемого. Практика показывает: недостаток профессионализма самодеятельных публикаторов не умаляет значения информации, вбрасываемой ими в медиапространство7. Массмедиа охотно включают этот тип сообщений в свою информационную повестку дня. Более того, вовлечение социального многоголосья сегодня особо приветствуется массмедиа. Социальные сети демонстрируют новую форму «народной газеты», где публикация разрозненной информации идет спорадически и хаотично. Но это только привлекает публику, видимо, потому, что нелинейный отбор информации ведут представители комьюнити, так называемые «друзья», «знакомые», к которым медиапользователь испытывает доверие. В социальных сетях не вызывает раздражения и реклама, она лишь сопровождает информационные потоки. Роль сопроводителя информации рекламодателей не смущает, консенсус найден. Да и сама реклама выглядит не назойливо, в отличие от телепрограмм, где она возникает в неурочный момент, вызывая у телезрителей антикатарсис. Медиапользователь удовлетворен. При посещении социальных сетей он ощущает себя созидателем смыслов медиапространства, чье мнение популяризируется, стремясь таким образом конкурировать с профессионалами медиа в плане отбора информации. Все это характерные признаки непростого по своей сути взаимодействия массмедиа и социума. Противостояние медиумов — СМИ и социума — факт не новый. На него обратил внимание еще Ж. Бодрийяр в работе «В тени молчаливого большинства, или Конец социальности» (A L'ombre des Majontes Silencieuses, ou la Fin du Social), впервые опубликованной в 1982 году. Это взаимодействие ученый охарактеризовал как одну из фундаментальных проблем современности. Отмечая, что идеология СМИ строится на том, что массы находятся под влиянием медиа, исследователь подчеркивает: «масса — медиум гораздо более мощный, чем все средства массовой информации, вместе взятые»8. Он делает вывод: «...это не они (СМИ — С.У) ее (массу — С.У.) подчиняют, а она их захватывает и поглощает или, по меньшей мере, она избегает подчиненного положения»9. По Бодрийяру, «существуют не две, а одна-единственная динамика — динамика массы и одновременно средств массовой информации. Mass (age) is message»10. Особо предвидение ученого проявилось в цифровом веке, когда на арену вышли цифровые и интернет-технологии, позво № 18 І ДЕКАБРЬ 2013 І ВЕСТНИК ВГИК 141 ТЕЛЕВИДЕНИЕ | ЦИФРОВАЯ СРЕДА Трансмедиа — Кэтлин Бёрнс (Caitlin Burns), американский продюсер трансмедиа, рассказывает о методиках формирования экранного продукта лившие непрофессионалу вторгнуться в профессиональную нишу. Конкурент-любитель, обладающий дивергентным мышлением (способность к творческим решениям с множеством вариаций) и мотивацией к творческой самореализации, теперь публично распространяет свой медийный продукт, монетизирует его. Фактически он вступает в конкуренцию с элитой массмедиа, устанавливая новый тип институционально-социальных отношений. Это уже не «наблюдатель наблюдателей», по Н. Луману, коим представал в аналоговое время, а стейкхолдер (держатель) медиапространства, от чьего интереса к информационному продукту зависит выживаемость медийных структур. Роли массме-диа и социума в цифровой век переменились. 11 Подр.: Уразова С.Л. От «зеркала Нарцисса» к экранной реальности. ТВ в контексте трансформаций цифрового времени: монография / Литература по культуре и искусству. М.: Изд-во «Русника», 2013. 392 с., ил. Новые формы экранного продукта Цифровые технологии, без конца совершенствующиеся, заставляют, однако, реформироваться и массмедиа, чей потенциал определяется показателями аудитории и ее сегментов. ТВ, несмотря на его лидерство среди СМИ, также ведет борьбу за выживание в новых условиях, используя мультимедийность/мультиплат-форменность медиапространства. Мультимедийность при этом становится отправной точкой для новых форм медийного контента и тесного взаимодействия с рекламой, PR, маркетингом. Проявляется это, в частности, в производстве экранного продукта последнего поколения, который отличает использование различных медиаплатформ, усложненная концепция фабульносюжетного моделирования и разнообразие художественно-выразительных форм, а также включение в контекст сюжета организационно-структурных элементов и мультимедийных данных. То есть всего того, что обеспечивает вовлечение активной части аудитории в развитие обнародуемого сюжета, его популяризацию. Речь идет о так называемом мультиплатформенном медийном продукте или — трансмедиа, чье содержание расценивается как трансцендентальное повествование, а репрезентация включает платформы известных видов СМИ, прежде всего ТВ и интернета11. Инновационную форму экранного контента, созданного ТВ, смоделировал и украинский телеканал NN (News Network), чьим корреспондентом может стать каждый гражданин. Принцип формирования новостной ленты телеканала основан на интерак 142 ВЕСТНИК ВГИК І ДЕКАБРЬ 2013 I № 18 ЦИФРОВАЯ СРЕДА І ТЕЛЕВИДЕНИЕ 12 Телеканал NN // Еврейское слово, 03.12-09.12.2013, № 43 (646). 13 Первое в России уличное «телевидение без звука» заработало в Екатеринбурге // ТАСС Телеком, 19.12.2013//URL.: http://tasstelecom. ru/news/one/26625 (дата обращения: 20.12.2013). 14 Уразова С.Л. О площадной экранной культуре и принципах ее формообразования. Возвращение к истокам// URL: http://mediascope. ru/node/816 (дата обращения: 25.12.2013). 15 Кривошеев М.И. Доклад «Новый междунар одный виток развития цифрового вещания» на XVI Международного конгрессе Национальной ассоциации телерадиовещателей// Информационный бюллетень НАТ. Материалы конгресса, № 36(706) от 09.11.2012. М.: НАТ, 2012. С. 37-41. Спираль развития цифрового ТВ вещания. В нижней части рисунка современная модель технологической цифровой платформы ТВ-вещания, в верхней — модель его развития тивном взаимодействии ТВ-команды со зрителями и интернет-пользователями, на использовании информации и комментариев из социальных сетей12, что позволяет оперативно обнародовать информацию, разнообразить ее сюжеты. К третьей, принципиально новой форме экранного контента следует отнести запуск в Екатеринбурге первого в России уличного «телевидения без звука» (телеканал «Соль», медиахолдинг «Регионы России»), который рассчитан на самую широкую — уличную аудиторию13. Этот телеканал охватывает пока Уральский федеральный округ, но организаторы планируют распространить его по всей России. Этот новаторский тип экранного продукта, ориентированный на факты, а не мнения, кардинально отличается от известных форм традиционного ТВ, так как формирует новостные потоки уже в открытом пространстве, обеспечивая нашим современникам беспрепятственное погружение в информационный дайвинг14. Запуск этого проекта подтверждает прогноз всемирно известного ученого в области ТВ-вещания, главного научного сотрудника НИИ Радио профессора М.И. Кривошеева15, обосновавшего и спроектировавшего тенденции развития медиапространства, его конфигурацию в будущем на основе предложенной им Спирали развития цифрового ТВ-вещания как новой компоненты информационного общества. XVI Международный конгресс Национальной ассоциации телерадиовещателей NAT ш Видеомнформэционные системы -^ Отчет МСЭ-АвТ.2249-1 (Доп. 6/67, 24 Октвбря 2012) Т телевидение УВЧ (UHDTVh Отчет МСЭ-R ВТ.2246-1 (Док 6/64,23Октября Ml2) 9 всемирный вещательный роуминг - Вопрос МСЭ-R 136/6 (Док Ь/8?. 29 октября 2012) Интегрированные вещательно-широкополосные системы (IBB) (Док Ф*. 29 Октября 2012) , Требуемый спектр для вещания в будущем * Гармонимциа ммтресов заинтересованных сторон (Дон 6/76, 29 Октября 2012) » HDTV-6,7,8 м . DVB-T2-Рекомендация МСЭ-R ВТ-1877-1 (08/2012) К во ж DTMB »N / Спираль развития цифрового ТВ вещания на пути к новому компоненту информационного общества Спираль развития цифрового ТВ вещания. Источник: доклад М.И. Кривошеева на XVIМеждународном конгрессе НАТ. В нижней части рисунка современная модель технологической цифровой платформы ТВ вещания, в верхней — перспективная модель Группа инициатив будущего ТВ вещами* (FoBTV) № 18 І ДЕКАБРЬ 2013 І ВЕСТНИК ВГИК 143 ТЕЛЕВИДЕНИЕ І ЦИФРОВАЯ СРЕДА Гордеева И. В Екатеринбурге появилось новое уникальное уличное телевидение «Соль»: телевизор теперь можно смотреть прямо на улице, где бы вы ни находились/ Накануне^ШШ^.: http://www.nakanune. ru/news/ Переход ТВ-вещания на цифровую платформу, таким образом, следует расценивать как начальный этап реформирования медиарынка, за которым последуют другие. Движителем в этом реформировании выступают технологии, но они — стимул для элиты массмедиа, активного поиска новых форм экранного продукта, его смыслов и содержания. Основа же перемен в профессиональной и социальной среде — расширение творческого потенциала и вовлечение в этот процесс аудиторных масс. Обновляемая медиасреда диктует новые правила взаимодействия массмедиа с аудиторией. При умелом прогнозировании противостояние медиумов нивелируется, обернувшись продуктивным взаимодействием массмедиа и социума, совместно наполняющими информационное пространство новыми идеями, смыслами и концепциями развития
×

About the authors

Svetlana Leonidovna Urazova

Academy of Media Industry; “Vestnik VGIK”

PH.D. in Linguistics, assistant professor, Head of the Research Section, Academy of Media Industry; editor-in-chief of the “Vestnik VGIK” Journal.

References

  1. Бодрийяр Ж. Фантомы современности / В тени молчаливого большинства, или конец социального (отрывки из книги): пер. Н.В. Суслова // Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2008.
  2. Кривошеев М.И. Экран в новом времени // Вестник ВГИК. — 2010. — № 2, январь. — С. 4-10.
  3. Кривошеев М.И. Международная стандартизация цифрового телевизионного вещания. — М.: НИИР, 2006.
  4. Луман Н. Реальность массмедиа / пер.: с нем. А.Ю. Антоновского. — М.: Праксис, 2005.
  5. Уразова С.Л. От «зеркала Нарцисса» к экранной реальности. ТВ в контексте трансформаций цифрового времени: монография /Литература по культуре и искусству. — М.: Изд-во «Русника», 2013.

Copyright (c) 2013 Urazova S.L.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies