Short Film: Genre Originality of Debuts

Abstract


The articles analyses contemporary Russian short-length films. In the “Short Film and Cinematic Process”section, the shorts are compared to full-length films, revealing such basic typological features of shorts as greater freedom in choosing a subject, broad opportunities for experiments with the specific genre characteristics and with the selection of the means of expression, a shorter distance between the film and the viewer due to digital technologies and the availability of online movie platforms. In the section “Russian Short Films in the Context of World Trends”, the authors of the article compare Russian short films of recent years and their foreign counterparts and come to the conclusion that domestic films are chaster, their authors do not raise radical feminist issues, do not aim to shock the viewer by provocative social dramas. The section “Russian Short-length films: Quality Criteria”, substantiates the idea about a specific contribution of the best term and graduation works of students and recent graduates of the All-Russian State Institute of Cinematography named after S.Gerasimov to the modern achievements of domestic shorts. In the sections “Audience hits: the formula for success”, “Gender and family problems in Russian short-length films”, “Crime comedy as a critical aspect of the perception of reality” the authors undertake a case study of short films and outline the following problematic areas addressed by modern Russian short film
directors: growing up and choosing a life path, gender problems, anthropology of family and parenthood, interrogative rhetoric and new sentimentality, the search for national identity, critical and ironic aspects of the perception of reality. The article has a sufficient degree of relevance and scientific novelty, since modern Russian short films have not been the subject of special research until now. 


Full Text

Короткометражность и кинематографический процесс

Сущностным признаком современной культуры является ускоряющийся темп появления и потребления визуальной и текстовой информации. Это ведет к изменению стиля жизни и мышления современника, становящегося более дробным, точнее «короткометражным». На первый план выходят фрагментарность, мозаичность, клиповое сознание, понимаемое как мышление дискретными конструкциями и образами. Следствием этого становятся возрастающие популярность и востребованность короткометражных фильмов, что вполне объяснимо. Короткометражное кино отличает динамика сюжетов и непредсказуемых событий, оригинальность образа героев. Короткометражные ленты — сложившийся самостоятельный подвид кинематографа, завоевавший свою независимость и авторитет. Некоторые эксперты относят популярность короткого метра к одному из десяти важнейших явлений в кино нового века.

Главная задача автора короткого метра (фр. Court métrage) — в ограниченном пространстве/времени кинопроизведения точно и эмоционально выразительно раскрыть свою идею [1]. В сравнении с полнометражной, короткометражная картина обладает явными преимуществами: ее автор свободен в выборе темы, в использовании аудиовизуального языка, открыт для экспериментов, исследований, оригинальных режиссерских решений. Мизерный бюджет короткометражного фильма позволяет ему быть совершенно свободным, неподотчетным. Творчество режиссера, по сути, сводится к отношениям с самим собой. «Поскольку это даже “не кино не для всех”, это приглашение в лабораторию, в экспериментальное пространство, где авторы демонстрируют свое собственное “Я”» [2], — справедливо считает кинокритик Марина Дроздова. Использование цифровых технологий, независимость от студийной системы производства, небольшой бюджет, динамизм съемочного процесса и самого нарратива, ориентация на жанр и зрительскую аудиторию — основные условия успеха короткометражного кино.

В России активно развиваются кинофестивали, специализирующиеся на коротком метре. Успешно сосуществуют Калининградский фестиваль «Короче», Всероссийский фестиваль авторского короткометражного кино «Арткино», Московский фестиваль короткометражных фильмов «Дебютное кино», Международный кинофестиваль-практикум киношкол «Кинопроба» (Екатеринбург), Международный фестиваль короткометражного кино, видео-арта и анимации «Видение» (Кемерово), Дни германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце» (Волгоград). Традиционными и популярными стали некоммерческие программы «Звезды в коротком метре», «Фестивальные хиты. Один против всех», «Семейное кино», «Экранизации» и другие, представляемые Молодежным центром Союза кинематографистов России.

Короткометражное кино в контексте мировых тенденций

Сравнивая российский короткий метр с зарубежным, можно согласиться со словами известного историка кино Н.Э.Клеймана о том, что европейские кинокартины отличаются отточенностью, строгостью формы. Точность формы означает ясность мысли [3]. Лучшее европейское и американское короткометражное кино более свободно в выборе темы, оно зачастую сосредоточено на поисках сексуальной, этнической, религиозной идентичности человека.

В программах зарубежных короткометражных фильмов международных кинофестивалей последних лет “Kinematic Shorts 2018”, “Nordic Shorts 2019”, “Best SCI-FI 2019” провокативные темы в кинолентах убедительно подаются и обыгрываются, часто с долей тонкого юмора. Так, в социальной мелодраме бельгийских режиссеров Северин де Стрейкер и Максима Файера «Катастрофа» (2017), родители знакомятся с невестой сына и затрудняются принять то, что она трансгендер. А в искрометной семейной комедии из Словении «Современное искусство» (режиссер Марко Шантич, 2017) музейный смотритель, охраняющий арт-объект в виде огромного пениса под названием «Красный Октябрь», начинает смотреть по-иному на многие привычные вещи.

Во многих зарубежных короткометражных фильмах отчетливо прослеживается феминистский уклон. К примеру, индийский режиссер и активистка в борьбе за права женщин Рема Сенгупта в социальной драме «Поддельный кункум» (2018) рассказывает историю молодой женщины Смиты, которая на пути к свободе сталкивается с трудностями, обусловленными вековыми традициями патриархального общества, но не отступает от своей цели. В американском криминальном экшене «Не геройствуй» (режиссер Пит Ли, 2018) главная героиня Лиззи, на вид скромная, скучная и неприметная женщина, совершает в обеденный перерыв смелые и дерзкие ограбления, обставляя их переодеваниями и неожиданными перевоплощениями. Или, скажем, колоритная и смешная девушка Венди из черной комедии Джона Пирса «Как тебе район?» (2018) за один день преодолевает в итальянском квартале Нью-Йорка целую полосу несчастий, не теряя оптимизма. Манифестами новой женственности названы шведские фильмы “Juck” (режиссеры Ульрика Бандейра, Джулия Гумперт, Оливия Кастебинг, 2018) и «Пошел ты» (режиссер Анетт Сидор, 2018), разрушающие стереотипы о женском и мужском поведении. Таких провокативных сюжетов в российском короткометражном кино практически не встретишь.

Российский короткий метр: критерии качества

В критерии качества короткометражного фильма включены такие параметры, как художественная состоятельность, эмоциональное воздействие на зрителя, предельная концентрированность, лаконичность киновысказывания. Большинство российских короткометражных фильмов последних лет им соответствуют. Из немалого количества игровых российских короткометражных фильмов 2017–2018 годов были отобраны для анализа киноленты, где нашли отражение наиболее характерные «болевые точки» проблем современной действительности. Особое предпочтение отдавалось лучшим курсовым и выпускным работам студентов, а также недавних выпускников Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова. Активные и перспективные молодые режиссеры-вгиковцы постоянно участвуют в киносмотрах, в том числе, в Фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна», в Международном студенческом кинофестивале ВГИК. Студенты Волгоградского государственного института искусств и культуры четвертый год подряд получают возможность оценить лучшие дебютные картины вгиковцев в рамках ежегодного мероприятия «ВГИИК встречает ВГИК». В этом году событие проходило дистанционно. Проблематика фильмов, созданных будущими режиссерами, отражает, как правило, культурологические и социально-психологические проблемы. Главные темы короткометражного кино сосредоточены в основном на вопросах взросления, проблематике выбора молодым поколением жизненного пути, гендерных особенностях, сопряженных с перипетиями брачных уз, семейных отношений, поиска национальной идентичности, перверсиях комического, коллизиях судьбы, разнообразии модусов критического восприятия человеком себя и действительности.

Зрительские хиты: формула успеха

К одной из запомнившихся короткометражек последнего времени стоит отнести фильм «Калифорния» [4] Дастана Мадалбекова, рассказывающий о молодом киргизе Султане, родившемся в Москве. Его отец, мать, братишка и сестренка чтут и пытаются сохранить патриархальные национальные традиции. В картине сходятся многие антропологические «ключи»: тема взросления, конфликт поколений, бытовые и социальные проблемы, сложность межкультурной коммуникации.

Экранизация чеховского рассказа «На чужбине» (2018) Михаила Черныха [5] в форме жесткой самоиронии повествует о поисках российской идентичности. Помещик Камышев не просто навязывает гувернеру-французу Альфонсу Шампуню свою гиперпатриотическую точку зрения, восхваляя все «русское» и нещадно ругая «французское», но делает это ёрнически, с нещадной издевкой, унижая достоинство своего оппонента-иностранца. Весьма показательное свойство русской натуры — познание и переживание худших своих пороков не в форме самокритики, а через нападение на иностранные (иные и странные) манеры, модели поведения в лице конкретного чужеземца. И дело здесь не в межкультурной коммуникации как таковой, не в «проблемах перевода», а именно в национальном самосознании.

Увлекательный сюжет, свежий взгляд, добрый юмор — несомненные достоинства киноновеллы «Миллиард» [6] (2017), повествующей об одиноком пенсионере Георгии, получившем возможность, используя газетные заголовки, телепортироваться и путешествовать в своем дощатом туалете по миру. Заметка «Золотовалютный резерв США увеличился на 30 процентов» отправляет героя в банк, и он загружает свою «телепортационную камеру» золотыми слитками в надежде сделать операцию на сердце. В финале туалет не выдерживает веса слитков, несметное богатство проваливается в яму с фекалиями, а Георгий остается «у разбитого корыта». Человеку дается шанс быть счастливым, но не каждый может правильно им распорядиться, — такова суть фильма. Важно умение прислушиваться к голосу судьбы, когда она к тебе благоволит, и умение вовремя остановиться.

Бывший клипмейкер и телевизионщик из Молдавии Евгений Дудчак снял легкую, веселую, добрую, остроумную и трогательную сказку-притчу, и его «Миллиард» — хорошая заявка на полный метр, о чем мечтает молодой режиссер. «…Создателям фильма необходимо, чтобы аудитория час с небольшим была полностью вовлечена в сюжет. Здесь нужен настоящий математический расчет и структура энергии вовлечения. Эмоции зрителя должны колебаться от состояния настоящего счастья до полного разочарования и наоборот. Просто расписать сценарий — это только половина работы» [7], — отмечает молодой режиссер.

Гендерные и семейные проблемы в коротком метре

Отношениям мужчины и женщины посвящено немало запоминающихся мелодраматических историй. Фильм «Три дня Клавы Грачёвой» [8] (2018) отсылает к 1951 году. Это история о двух женщинах-соперницах и мужчине, которому надлежит сделать выбор: остаться ли ему вдали от дома с красавицей Розой, к которой он привязался за девять лет жизни в колонии, или вернуться к жене и дочери, с которыми он счастливо жил еще до войны. Фильм, снятый по мотивам рассказа А.Борщаговского «Не чужие», деликатно, на полутонах повествует о человеческой драме, при этом игра актеров в нем филигранна, как слаженный ансамбль.

В ситуации серьезного выбора находятся и молодые герои Женя и Саша в камерной истории Ивана Петухова [9] «Нет» (2018), которая демонстрирует особую емкость смысла, эмоционально-психологическую нагруженность, философскую глубину и хрупкость отношений при всей минималистичности короткого метра. В ней практически нет действия, есть лишь выстроенная во времени вопросительная риторика, вплетенная в повседневность ресторанного ужина, сквозь которую пропущены вечные метафизические вопросы о том, что нас ждет в будущем, хотим ли мы для себя именно такой судьбы.

Семейная проблематика — наиболее актуальная тема в творчестве начинающих режиссеров короткого метра. Отношения между братьями, родителями и детьми исследуются авторами беспристрастно и открыто. В этом аспекте по-особому яркой и хлесткой выступает студенческая картина Ксении Тищенко «Собачатина» (2017), снятая по мотивам одноименного рассказа З.Прилепина, опубликованная в сборнике «пацанских» рассказов «Ботинки, полные горячей водкой» (2008). В этой работе автор осмысливает трудные 1990-е годы, на которые пришлась его юность, и выводит новых героев — «пацанов», причисляя и себя к этому «пацанскому» братству. В пустоте разрушающейся системы ценностных координат 1990-х писатель упорно ищет человеческое в людях и нечто особенное находит в пацанах. Уместна здесь и аналогия с фильмом Динары Асановой «Пацаны» (1983), где тонко и точно показана уязвимость подросткового и юношеского возраста, особенно когда этот самый сензитивный период в формировании личности приходится на «эпоху перемен». В фильме ярко отмечена роль социально значимой взрослой личности в процессе становления человека. В отличие от фильма «Пацаны», в «Собачатине» роль такого социально значимого наставника и проводника во взрослую жизнь выполняет родной брат героя, от лица которого ведется повествование.

Примечательно, что все рассказы Прилепина написаны от первого лица. Рассказ же «Собачатина» написан от имени младшего брата. И в фильме все воспринимается глазами «малого». Взаимоотношения братьев — главная тема и рассказа, и фильма. Подросток восхищается своим взрослым и раскрепощенным братом, и в рассказе основные черты пацанов — бесшабашность, бесстрашие, свобода. Именно этим нравится младшему старший брат, умудренный жизненным опытом. Когда однажды старший берет «малого» в свою компанию «на дело», подросток находится в сладостном предвкушении познания взрослой жизни. Но всё оборачивается иначе, совсем не так, как он себе представлял.

Режиссер играет с разными жанрами, не останавливаясь ни на одном из них: молодежная социальная драма, элементы криминальной истории, мистики, хоррора, психологического триллера, драмы взросления. Такое смешение жанров — это киноэксперимент Ксении Тищенко. Она придумала несколько не существующих в рассказе сцен и, введя в начало и финал сцены в электричке, «закольцевала» свое киновысказывание.

Сильное эмоциональное впечатление производит выпускная работа «Он мой» (2019) Владислава Рыткова [10]. Сценарий основан на реальных событиях. По словам автора, ему нужны были «настоящие люди» [11]. Речь идет об обычной дальневосточной семье в конце 1990-х годов. Никакие жизненные обстоятельства не способны заглушить любовь маленького Коли к отцубандиту по кличке «Кот». История этих отношений развивается на фоне величественных и мрачных сибирских пейзажей, создающих атмосферу безнадежности и ужаса. Картина воспринимается как пронзительный фильм-воспоминание о болезненно сильной привязанности к отцу. В этой семейной драме критики находят отголоски фильмов «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Майор» Юрия Быкова. Сам режиссер так говорит о своей работе: «Мой фильм во многом биографичен. Я снимал его на родине, в Комсомольске-на-Амуре. И в девяностые, и в нулевые город со страной связывало три федеральных телеканала. Люди были предоставлены самим себе, существовали по понятиям. Иначе было не выжить. Но это кино не об уголовнике, а всепрощающей любви мальчика» [12].

На вопрос, что вам близко, а что нет в российском кино, Владислав ответил: «Есть два вектора. С одной стороны, у нас появилось больше возможностей говорить о нерешенных проблемах, и мы обязаны соответствовать — не стесняясь в выражениях, не оставляя за скобками любовь к Родине <…>. С другой — <…> добиваться успеха любой ценой — это американская мечта, но русское искусство всегда жило по правде, проявляющейся в сложнейших обстоятельствах. Нужно давать возможность высказываться о сокровенных вещах, иначе в стране не останется кислорода» [13]. Важно, что личная драма и опыт переживания своего детства в российском кино решается не в психоаналитическом ключе, к которому как к клише привыкли в американском кинематографе, а более сложно и противоречиво, не укладываясь ни в какие общие схемы вроде «счастливого детства не бывает». В фильме «Он мой» это хорошо заметно.

Трогательно воспринимается и история «Кастинг» (2017) Влады Макейчик, напоминающая гениальную картину Лукино Висконти «Самая красивая» (1951). История отношений матери и дочери интересна как азбука чувств и чувствительности, философия эмоций, антропологическое и психологическое исследование оттенков страха, сомнения, боли, умиротворения.

Криминальная комедия как критика восприятия действительности

Жанр криминальной комедии — весьма удачный прием самоиронии, используемый короткометражным кино. Комедия «Взятка» (2018) Алексея Харитонова — своего рода сатира в духе Салтыкова-Щедрина. Абсурдность и непредсказуемость стремительно разворачивающихся в фильме событий раскрывают механизм борьбы с коррупцией в нашей стране путем еще большей коррупции. А в остросюжетной трагикомедии «Рикошет» (2018) дебютанта Тимура Джераева криминальные события разворачиваются в придорожном кафе с патриотическим названием «Родина», куда ненароком заглядывает молодой сотрудник спецслужб, укравший бандитский крест и торопящийся к своей невесте на венчание. Его преследуют подельники местного криминального авторитета. Эта история разворачивается напряженно, вплоть до самого финала фильма, а игра актеров легкая и искрометная.

Криминальная мужская комедия «Пассажир» (2017) Максима Иванова — это роуд-муви о двух незадачливых преступниках, где один угнал машину, не заметив маленькую девочку на заднем сиденье, а второй кого-то ограбил и волею судьбы сел в этот угнанный автомобиль. Этот фильм — жизненная коллизия трех героев, где маленькая девчушка становится двигателем сюжета наряду с замечательными молодыми актерами А.Кирсановым и Д.Стекловым.

Криминальная комедия в современном коротком метре — показательный пример того, как несерьезный малый жанр может быть наполнен невероятной глубиной, сочетаться с проблемами смысла жизни, судьбы, удачи, стечением обстоятельств, радикально меняющих жизнь, и одновременно предстать трагичной ситуацией с долей иронии.

Вместо заключения

Анализ проблематики дебютных короткометражных кинокартин молодых отечественных режиссеров, в том числе выпускников ВГИК, позволил выявить в качестве наиболее актуальных и острых вопросов, тревожащих авторов короткого метра, такие как взросление и выбор жизненного пути («Собачатина» Ксении Тищенко), гендерные проблемы («Три дня Клавы Грачёвой» Ивана Григолюнаса, «Нет» Ивана Петухова), антропология семьи и родительства («Он мой» Владислава Рыткова, «Кастинг» Влады Макейчик), поиски национальной идентичности («Калифорния» Дастана Мадалбекова, «На чужбине» Михаила Черныха), критический и иронический аспекты восприятия действительности («Миллиард» Евгения Дудчака, «Взятка» Алексея Харитонова, «Рикошет» Тимура Джераева, «Пассажир» Максима Иванова). Иными словами, в выборе тем, сюжетов, персонажей современное российское короткометражное кино демонстрирует с точки зрения антропологии нравственности целомудренность и даже стыдливость, но в то же время обескураживающую и шокирующую жесткость. Однако с точки зрения масштабности постановки проблем оно обращается как к общей мировой проблематике, так и к неочевидным иноземному зрителю глубоко потаенным внутренним особенностям отечественной культуры и менталитета.

Таким образом, отечественное короткометражное кино выполняет, с одной стороны, те же задачи, что и в разные периоды российской истории, когда интеллигенция в ситуации вынужденного молчания и творчества писала «в стол», ненарочито и в высшей степени гениально изобретая особые «окна» для свежего вздоха и «трибуны» для свободного художественного, философского и социально-политического высказывания. Избирались малые, на первый взгляд, второстепенные и принципиально внеидеологические формы, которые при вдумчивом прочтении всегда оказывались больше, сложнее и тоньше, чем кажутся поначалу. С другой стороны, на современном этапе развития российского кинематографа у короткометражного кино появляется новая функция — быть творческой площадкой для осмысления социальных и культурных перемен в России и мире. И для большей популяризации этих проблем, их нивелирования можно лишь порекомендовать российским режиссерам короткого метра участвовать со своими картинами не только в киноклубном и кинофестивальном движениях, но и в социальных проектах. Ведь современное российское короткометражное кино — это уникальный способ выразить в коротком визуальном месседже в притчевой форме те идеи и смыслы, которые трудно артикулируются в большом нарративе [14]. Это продуктивный и доходчивый способ высказать нечто важное о сокровенном и глубинно значимом в виде негромкого «шепота». В этом смысле российское короткометражное кино сохраняет свою жанровую специфику, оставаясь лирическим и камерным, цельным, точным и предельно концентрированным в киновысказывании, искренним, эмоциональным и честным.

 

 

 

 

[1] Продолжительность короткометражного фильма — 10-20 мин., но не более 40-50 мин. Исторически игровой кинематограф начинался с короткометражных фильмов. — Прим. авт.

[2] Дроздова М. Культурное гетто. «Киношок»: короткометражный конкурс / Сайт журнала «Искусство кино», 2006. № 2 // URL.: www.kinoArt.ru (дата обращения: 12.06.2019).

[3] Клейман Н. Точность формы означает ясность мысли / Сайт журнала «Искусство кино». 2010. № 8 // URL.: www.kinoart.ru (дата обращения: 22.05.2019).

[4] «Калифорния», Дастан Мадалбеков, ВГИК, 2017, 19 мин., курсовая работа, мастерская режиссуры игрового кино В.В.Меньшова и В.И.Тумаева. — Прим. авт.

[5] Михаил Черных — выпускник актерского факультета Театрального института имени Щепкина (2009), мастерской Высших курсов сценаристов и режиссеров (мастерская В.И.Хотиненко, П.К.Финна, В.А.Фенченко).

[6] «Миллиард» — дипломная работа Е.Дудчака, получившая главный приз конкурса студенческих фильмов ВГИК на первом этапе 37-го Международного студенческого фестиваля ВГИК. — Прим. авт.

[7] Дудчак Евгений. Задача-минимум — обрести навыки для создания полнометражного фильма. Сайт www.allfun.md // URL.: http://www.allfun.md/article/44168 (дата обращения: 22.07.2019).

[8] «Три дня Клавы Грачёвой» — дипломная работа режиссера И.Григолюнаса мастерской режиссуры игрового кино В.Ю.Абдрашитова и А.В.Сиренко. — Прим. авт.

[9] Иван Петухов пришел в кинематограф из рекламного бизнеса с дипломом факультета журналистики МГУ. — Прим. авт.

[10] Владислав Рытков — выпускник мастерской режиссуры игрового кино В.И.Хотиненко и В.А.Фенченко. Короткометражка «Он мой» была представлена в конкурсе короткометражного кино на «Кинотавре». — Прим. авт.

[11] Студент ВГИК снимет фильм в Комсомольске-на-Амуре с участием горожан. Сайт DVHAB.RU // URL.: https://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2018/03/11 /80002/ (дата обращения: 07.07.2019).

[12] Коленский Алексей. Где еще пробовать себя, как не во ВГИКе? / Интернет-издание «Культура» // URL.: http://portal-kultura.ru/articles/syuzhet/264633-gde-eshche-probovatsebya-kak-ne-vo-vgike-/ (дата обращения: 07.07.2019).

[13] Там же.

[14] Жданкина Г.И., Шипулина Н.Б. Философия поиска и реализация чуда по-русски в фильме Д.Зинченко «Эликсир» //ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, 2018. № 2 (16). Выпуск № 2. С. 151-174.

About the authors

Galina ZHdankina

ГОБУК ВО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»

Author for correspondence.
Email: gala-alternativa@yandex.ru

Russian Federation, 400001, Волгоград, ул. Циолковского, 4

Ph.D in History of Arts, Associate Professor of the Department of Philosophy, History, Theory of Arts and Culture, Volgograd State Institute of Arts and Culture

Natalya SHipulina

Volgograd State Social and Pedagogical University

Email: nbship@mail.ru

Russian Federation, 400066, г. Волгоград, пр-т им. В.И.Ленина, д. 27

Ph.D in Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Culturology, Volgograd State Social and Pedagogical University

References

  1. Drozdova M. (2006) Kul'turnoe getto. “Kinoshok”: korotkometrazhnyj konkurs [Сultural ghetto. “Movie Shock”: short film competition]. [Internet-resurs]. Sajt zhurnala “Iskusstvo kino”, 2006. № 2 // URL.: www.kinoart.ru (data obrashheniya: 12.06.2019). (In Russ.).
  2. Dudchak Evgenij. Zadacha-minimum — obresti navyki dlya sozdaniya polnometrazhnogo filyma [The minimum goal is to gain skills to create a full-length film]. Sajt www.allfun.md // URL.: http://www.allfun.md/article/44168 (data obrashheniya: 22.07.2019). (In Russ).
  3. Zhdankina G.I., SHipulina N.B. Filosofiya poiska i realizatsiya chuda po-russki v filyme D.Zinchenko “EHliksir” [The philosophy of the search and the miracle implementation in Russian in the D.Zinchenko movie “Elixir”]. ΠΡΑΞΗΜΑ. Problemy vizual'noj semiotiki, 2018. № 2(16). Vypusk № 2. Pp. 151-174.
  4. Klejman N. Tochnost' formy oznachaet yasnosty mysl [Accuracy of form means lucidity of mind]. [Internet-resurs]. Sajt zhurnala “Iskusstvo kino”. 2010. № 8. Rezhim dostupa: www.kinoart.ru (data obrashheniya: 22.05.2019).
  5. Kolenskij Аleksej. Gde eshhe probovat' sebya, kak ne vo VGIKe? [Where else to try yourself, if not in VGIK?] // [Internet-resurs]. Internet-izdanie “Kulytura”. Rezhim dostupa: http://portal-kultura.ru/articles/syuzhet/264633-gde-eshche-probovat-sebya-kak-ne-vo-vgike-/ (data obrashheniya: 07.07.2019).
  6. Student VGIK snimet fil'm v Komsomol'ske-na-Аmure s uchastiem gorozhan [VGIK student will make a movie in Komsomolsk-on-Amur with the sitizens participation] / Sajt DVHAB.RU // URL.: https://www.dvnovosti.ru/komsomolsk/2018/03/11/80002/ (data obrashheniya: 07.07.2019). (In Russ.).

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Statistics

Views

Abstract - 33

PDF (Russian) - 1

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2020 ZHdankina G., SHipulina N.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies