At this point, close to the river...

Cover Page

Abstract

Full Text

«Долгая счастливая жизнь» — так, вовсе не по-шпаликовски, названа картина Бориса Хлебникова, побывавшая в феврале 2013 года на 63-м Берлинском международном кинофестивале. Название свое фильм получил от песни Егора Летова, вдохновлявшей режиссера во время съемок, из одноименного альбома группы «Гражданская оборона». После Берлина картина была отмечена призами на фестивалях в Санкт-Петербурге, Ярославле, на Сахалине и вошла в лонг-лист номинантов на награду Европейской киноакадемии (EFA). Работы Б. Хлебникова отличает пристальный взгляд наблюдателя за жизнью человека, взгляд внимательный к мелочам и, как правило, веселый. Особенно сильно он проявлен в его первой самостоятельной работе «Свободное плаванье» (2006). В этой картине — неторопливой, тягучей — притягивает к себе естественность в отражении иррациональности жизни чудаков, чудиков, их разнообразные чудачества в типичных для российской действительности условиях. Взаимодействие именно с такого рода материалом, несомненно, является сильной стороной работ Б. Хлебникова. Вслед за «Свободным плаваньем» в фильмографию режиссера вошли картины экспериментального характера — «Сумасшедшая помощь» (2009) и «Пока ночь не разлучит» (2012). В этих фильмах много как постановочных находок, так и, к сожалению, недоделок. Поэтому о них можно говорить скорее как № 18 І ДЕКАБРЬ 2013 І ВЕСТНИК ВГИК 145 ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ І РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ об интересных черновиках. При этом заметна определенная тенденция — добрая авторская улыбка постепенно, от фильма к фильму, превращается в саркастический смех. В картине «Пока ночь не разлучит» исчезает ощущение легкости, остатки которой еще сохранялись в «Сумасшедшей помощи», а в наблюдениях за людьми, по-прежнему точных, содержатся только отталкивающие стороны. Б. Хлебникова волнует совсем не людская иррациональность, а беспощадное сатирическое обличение. В этом смысле фильм «Долгая счастливая жизнь» можно назвать поворотным, знаменующим возвращение режиссера к своей сильной стороне. В нем появились серьезность, зрелость. Лирика уступила значительное место конкретике: ничего лишнего, все исключительно по существу, коротко и ясно. Поэтическая отдушина в фильме — красивейшие осенние пейзажи, контрастирующие с разворачивающимися событиями. Съемки проходили на Терском берегу Белого моря, в поселке Умба Мурманской области. Такая яростная, полная сил осень заставляет задуматься: а была ли когда-нибудь природа в это время года запечатлена на российском экране в некоммерческом кино в таком мощном виде? Оператор Павел Костомаров вновь поразил своим умением снимать природу во всей ее величественной красе. Одетые золотом березы на фоне покрытых изумрудным бархатом сосен, бурные воды реки глубокого сине-серого цвета и серые избы у самого ее берега — впечатляющая северная натура. Здесь, у самой реки, живет молодой фермер Александр. Дела на его ферме идут из рук вон плохо — работники ленивы, техника требует ремонта, урожаи скудные. Александр решает продать свое хозяйство неизвестному инвестору, активно скупающему земли в этой местности. О своем решении он объявляет нерадивым работникам. Но тут выясняется, что они не хотят от него уходить. Они просят Александра не продавать землю, заверяют его в преданности, готовности работать и защищать ферму с ружьями в руках. И он им поверит, простодушно, по-человечески. В фильме чувствуется 146 ВЕСТНИК ВГИК І ДЕКАБРЬ 2013 І № 18 РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ І ХРОНИКА В ДЕТАЛЯХ глубокая тоска человека-делателя по самореализации, по активной работе, по духу коллективизма, в конце концов, — когда все вместе и в радость. Ради этой призрачной, как окажется потом, цели только ему, и никому другому, придется пожертвовать долгой счастливой жизнью. Главный герой в исполнении Александра Яценко в некоторой степени близок балабановскому Даниле как одно из воплощений «последнего героя», идеалиста. И А. Яценко здесь не такой, каким мы привыкли его видеть на экране, к примеру, в «Свободном плаванье», «Сердца бумеранг» (реж. Н. Хомерики, 2011), «Пока ночь не разлучит» — в образах людей инфантильных, инертных. В «Долгой счастливой жизни» — это зрелый герой, активно проживающий и переживающий все выпавшие на его долю испытания. Для А. Яценко эта роль, пожалуй, тоже особенная, позволившая ему продемонстрировать на экране многие свои актерские возможности. Ему удалось отойти в сторону от изрядно надоевшего стиля «новой драмы» ближе к классическому исполнению. Сценарий к фильму был написан Б. Хлебниковым совместно с драматургом А. Родионовым, который является постоянным его соавтором. История получилась простой. И постановочно фильм решен очень просто. Развитие событий в нем строго линейное, и этого вполне достаточно, чтобы завладеть вниманием как широкой аудитории, так и зрителей разборчивых, с особыми потребностями. Этому способствует не только узнавание ситуаций и характеров из дня сегодняшнего, ощущается традиционная для русской классической литературы драматическая парадигма с типичными для нее обстоятельствами и героем. Видимо поэтому, при просмотре, происходящее на экране кажется таким верно сформулированным, таким по-родственному знакомым.
×

About the authors

O A Chizhevskaya

References

Statistics

Views

Abstract: 116

PDF (Russian): 56

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2013 Chizhevskaya O.A.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies