Modern Forms of Capturing Reality in the Format of Video Hosting

Abstract


This study examines the impact of video hosting on the process of creating a publicly available record of people's lives. The popular public network Tik Tok is a platform for creating and publishing short videos. Users communicate by creating and posting their own video material. It turns out to be a difficult task to single out meaningful video content from the whole mass of a very bizarre, and sometimes farcical spectacle that has filled the Internet space. Nevertheless, from the total mass of video messages, we can crystallize single authors, whose videos offer evidence of the creator’s interest in the lifestyle of an ordinary man, his workdays, life events, videos which seem authentic and sincere, deal with significant social issues. We observe the of convergence of the creative and technical sides of the filming processes, when the authors of the video, who also appear as characters, camera operators, editors all in one, provide video content in the public network space.

The means of interactive communication with the audience contributes to the emergence of a sense of empathy for the author, who presents reality through the conceptualization of his own experience. The example of the videos by a teenage girl who found herself in an orphanage and whose means of communication with the outside world was a mobile phone camera, demonstrate the demand for the Tik Tok video hosting platform by the younger generation. The author of the video messages, capturing the reality in the form of a confessional monologue with the viewer, finds strong support from the audience. At festival venues, nominations in the category of videos by amateur users of video platforms are becoming increasingly common, thus the video hosting platform is considered as an accessible digital environment offering the possibility to present the issues of concern for an author. The emergence of Internet platforms for the free viewing of the accumulated cultural heritage of documentary films will make it possible to popularize interest in the image of a real hero, whose spiritual and moral values will contribute to the meaningful recording of reality.


Full Text

Научно-технический прогресс, динамика развития цифровых технологий, в русле которых совершенствуется интернет-среда, охватили все сферы жизни современного общества, позволяя нашему современнику осваивать новые виды деятельности. Воздействует техногенная революция и на кинематограф, чье производство изначально базируется на технологиях. В этом контексте не утрачивает актуальность суждение Ю.М.Лотмана и Ю.Г.Цивьяна, которые подчеркивают: «…понимание искусства — всегда борьба, напряженное столкновение уже сформировавшихся концепций и вкусов с вторгающимся новаторством» [1]. Именно новаторские решения и продуцируют различные формы репрезентации аудиовизуальных произведений, влияние на которые оказывают и web-сервисы видеохостинга.

Использование цифровых технологий в экранных искусствах расширяет возможности для отражения реальности, авторского наблюдения, манеры исполнения замысла режиссера. Но вместе с тем, персонифицированный образ человека в фильме, наделенный особыми художественно-выразительными характеристиками, доминирует. Человек постоянно стремится познать себя, и кинематограф сокращает этот путь познания. Важная роль в данном процессе отводится документальному кино, которое с его стремлением к естественности репрезентации окружающего мира и отсутствием постановочно-игровых элементов обеспечивает погружение в реальность героя на глубинном уровне. В итоге создается эффективная коммуникация со зрителем, взаимодействующего через призму личностного опыта с произведением автора.

На фоне погружения в искусство кино видеохостинг, пользующийся в настоящее время активным спросом потребителей, выполняет лишь прагматическую функцию, обеспечивая загрузку, демонстрацию и хранение видеоматериалов. Но, по существу, активные пользователи этих интернет-ресурсов получают, кроме хранения видео, возможность воспроизводить любое хранящееся на платформе аудиовизуальное произведение, в том числе, созданное творцом-любителем. В итоге интернет-пространство оказывается мотиватором к творчеству и созданию видеопродукта для наиболее активных интернет-пользователей. И такую возможность можно оценить как стремление социума к самоидентификации.

В философско-эстетическом исследовании И.П.Никитиной, тем не менее, отмечается: «Художественное пространство изменяется вместе с культурой эпохи; переход от одной эпохи к другой является переворотом в художественном видении мира» [2]. Подобный прецедент создает и видеохостинг. Однако вычленение содержательного видеоконтента из огромной массы весьма причудливого, а порой, и балаганного зрелища, заполнившего интернет-пространство, становится в итоге непростой задачей.

Видеохостинг как мотиватор погружения в видеотворчество

В Рунете существует немало видов видеохостингов, которыми может воспользоваться потребитель. Их аудитория, как правило многомиллионная, благодаря интеграции с социальными сетями. Но эти интернет-ресурсы имеют и структурные различия, состоящие в наборе услуг, что связано с современными технологиями и правилами использования сервиса. К основным критериям требований, по которым пользователь избирает приглянувшийся ему web-сервис, относятся: тематика площадки, платность или бесплатность доступа, наличие или отсутствие рекламы, возможность запуска прямых трансляций, введенные ограничения по длительности просмотра и размерам файлов, интеграция с социальными сетями. К особым показателям относится предоставление потребителю разных программных обеспечений для усовершенствования его видеопродукции, возможность монетизации созданного проекта. Существующая конкуренция видеохостингов характеризует их коммерческий настрой, что выражается в рейтингах.

Особенностью платформы видеохостинга TikTok [3], не так давно появившейся в России, стала, к примеру, специализация на коротких видеороликах — до одной минуты, а также признание платформы во многих странах, что многократно увеличивало число подписчиков [4] и, следовательно, количество просмотров авторских видеороликов. Платформа TikTok насчитывает многомиллионную аудиторию и представляет собой удобный инструмент для фиксации и монтажа коротких видеороликов. Встроенность инструментов для видеотворчества непосредственно в платформу, их доступность при создании видео и его популяризации, в том числе для пользователей младшего школьного возраста, обеспечивают этому видеохостингу небывалую востребованность. Размещенный на платформе инструментарий включает практически все функции, необходимые для творчества:

1) возможность съемки внутри приложения непосредственно со своего мобильного устройства;

2) монтаж видеороликов;

3) наложение фильтров на видеоролики;

4) возможность записи закадрового текста;

5) наложение музыкальных композиций;

6) возможность наложения титров;

7) цветокоррекция и т.д.

Однако простота использования программного обеспечения платформы коррелирует с Правилами сообщества, ориентированными на гуманность популяризируемых видеосюжетов. Сцены насилия и жестокости блокируются организаторами, а пользователь, разместивший запрещенный видеосюжет, исключается из сообщества. В итоге любой пользователь TikTok, придерживающийся правил сообщества, набирается опыта в создании видеороликов, развивает свои практические знания и компетенции. Учитывая высокую популярность данной платформы среди подрастающего поколения, чьи сюжеты обычно документируют жизнь подростков, можно наблюдать как из многообразия разноплановых видеоматериалов постепенно формируется летопись жизни целого поколения.

Функционирование различных площадок видеохостинга, несомненно, стимулирует появление огромного числа самодеятельных видеосюжетов, посвященных отражению бытовых явлений, так называемой житейской реальности. На обывательском уровне авторы видеороликов стремятся запечатлеть особенности личности героя, его трудовые будни, ежедневные хлопоты, проблемы, происходящие с ним события. Среди изобилия портретов персонажей зритель может созерцать, например, рабочие будни врача, продавца магазина или фермера, рассказывающего об особенностях сельской жизни. Если не понравился сюжет, то в считанные секунды пользователь видеохостинга может переключить свое внимание на более интересного героя. Постоянно возрастающая численность подписчиков на подобные видеосюжеты обусловлена интересом к труду и жизни людей.

Творческие замыслы авторов видеороликов активно популяризируются в социальных сетях. Форма подачи материала во многом зависит от креативных способностей автора. Среди многочисленных отснятых автопортретов можно выделить, к примеру, увлекательный рассказ девочки-подростка о жизни в детском доме, которая сообщает в своем аккаунте: «Хочу развеять мифы о жизни в детском доме!». Эти видеоролики сняты в формате исповеди, где акцент делается на трудностях, с которыми пришлось столкнуться подростку в детском доме.

 

 

Кадр из документального видеоролика «Об обидах» пользователя платформы видеохостинга «Тик Ток» Кристины Лариной

 

 

Кадр из документального видеоролика «Под летним дождем во дворе детского дома» пользователя платформы видеохостинга «Тик Ток» Кристины Лариной

 

Активная реакция зрителей на социальные видеосюжеты выражается в вопросах, которые служат автору некой подсказкой к созданию следующего видео. Так, с помощью видеохостинга происходит интерактивная коммуникация автора и зрителей, что подчеркивает социальную значимость этих видеоматериалов. Авторы, выступающие в роли героев сюжета, набирают наибольшую аудиторию зрителей, которые в дальнейшем продолжают следить за темой повествования. Отдельно стоит отметить особый интерес подростков, испытывающих чувство эмпатии к подобным тематическим видеосюжетам. В подростковом любопытстве прослеживаются признаки социализации и интерсубъективности [5], что важно при познании опыта другого субъекта, другого «Я» с целью накопления более совершенных знаний в отношении бытия, оценки реалий окружающего мира.

Повышенным спросом у аудитории социальных сетей пользуются и видеосюжеты с элементами когнитивного восприятия той или иной жизненной ситуации. Например, автор видеороликов, девочка-подросток, рассказывает о том, какие чувства она испытала, оказавшись в непростой ситуации, откровенно делясь своими переживаниями с массовой аудиторией. Так, из вороха любительского видеоконтента единично выкристаллизовываются автопортреты героев нынешнего времени.

Представленные на платформе расширенные возможности для мобильного монтажа с использованием музыкальных композиций дополнительно способствуют творческому процессу. Это незатейливое производство видеороликов порождает конвергенцию творческих и технических процессов съемки, где авторы видео, они же — герои, операторы и монтажеры в одном лице, создают видеоконтент, наполняют им информационное пространство. Среди этих видеоработ есть и вполне качественные аудиовизуальные произведения. Справедливо в этом плане замечание признанного киноведа Г.С.Прожико о том, что «… сегодня весь кинопоток можно разделить на два течения; в основе каждого лежит или доверие к реальности, или доверие к автору, что порождает структуру экранной вещи» [6]. Одновременно стоит признать, что авторы любительских видеороликов фактически презентуют общественности летопись молодого поколения, доступную для исследований. Ценность же социальных сетей как ресурса, имеющего инструментарий создания и хранения видеороликов, состоит в том, что накопление практического опыта при производстве экранного документа становится заметным массовым явлением. Дальнейшее развитие цифровых платформ видеохостинга будет, несомненно, способствовать росту творческих компетенций авторов видеороликов.

Видеоролики: адаптация на фестивальных площадках

Массовый интерес к видеороликам любительского характера оказал влияние и на фестивальное движение в сфере кинопроизводства. Несколько фестивальных конкурсов решили ввести, наряду с основными общепринятыми номинациями фильмов, новые категории номинантов — видеоролики, созданные на TikTok и YouTube. Так, 11-й фестиваль видеотворчества «Черно-белая радуга» (г.Тольятти) объявил номинацию «Тик Ток», предназначенную для работ молодых авторов — от 18 до 35 лет, в категории «Любители». На эту номинацию подаются видеоролики с оригинальной идеей, созданные в приложении TikTok. Хронометраж конкурсного видеосюжета не должен превышать более 1 минуты, а критерием отбора служит содержательно и качественно исполненный видеоролик.

Краткость видеоролика создает трудности при формировании идеи сюжета. Но, как отмечал известный кинооператор В.Н.Железняков, «…акт искусства создается двумя субъектами, и роль зрителя ничуть не меньше, чем роль автора произведения» [7]. Собственно, этот аспект и учли организаторы кинофестиваля. В TikTok авторы постоянно коммуницируют со зрителем посредством видеоролика, и появление на конкурсах видеотворчества номинации «Лучший видеоролик “Тик-Ток”» явно свидетельствует о признании мнения массовой аудитории, стремлении организаторов вовлечь разные социальные группы в оценку видеотворчества.

Номинация “YouTube”, тоже впервые введенная в творческие фестивали, аккумулирует иной формат — это видео, точнее его фрагмент, подходящий для размещения на канале участника конкурса по направлениям «Влог», «Интервью», «Шоу». Хронометраж такой работы — не более 4 минут. Концентрация внимания организаторов фестивалей на сверхкоротком видеопослании — свидетельство востребованности данного формата, с одной стороны, и с другой — характеристика стремительного наступления современных технологий на экранные виды искусств.

Есть и иные примеры востребованности фестивальным движением видеоформатов нового типа. Например, Московский медиафестиваль «Родина в сердце», имеющий патриотическую направленность, в котором участвуют электронные СМИ, принимал на конкурс документальные фильмы, телепродукцию, репортажи, интернет-ролики, работы блогеров. Главным же критерием оценки конкурсных работ стало раскрытие патриотической тематики, а целью фестиваля — повышение уровня использования новых технологий, современных подходов к патриотическому воспитанию в СМИ. Любопытно, что организатором медиафестиваля выступило профессиональное сообщество — Гильдия кинорежиссеров России. В 2020 году приз в номинации «Лучший блогер» получил документальный видеоролик «Контр-адмирал флота СССР Винник» (Р.Акимов, хронометраж — 52 мин.) — «За приверженность к традициям в освоении новых медиаресурсов».

 

 

Кадр из документального видеоролика «Контрадмирал флота СССР Винник». Автор Роман Акимов

 

Среди наград был вручен приз и лучшему интернет-ролику (подкаст) «Самый лучший город в Мире» — «За полное любви к городу изобразительное решение».

Включение в фестивальную программу новых номинаций для работ, созданных на платформах видеохостинга, свидетельствует о признании современных форматов контента, способных внести в общественное развитие культуру и искусство.

Платформы виртуального архива кинофестивалей

На интернет-платформе Московского медиафестиваля «Родина в сердце» хранится архив конкурсных работ, доступных для широкой публики, что способствует возрастанию интереса к документальному кинематографу. Наряду с такими номинациями, как «Лучшая телепрограмма», «Лучший документальный фильм», где отражение реальности предстает в профессиональном исполнении, а произведение имеет смысловую и визуальную значимость, в конкурсе также участвуют видеоролики в номинациях «Лучший блогер», «Лучший подкаст», где запечатлена реальность с познавательной, оперативной и содержательной информацией. Фактор соединения профессионального и любительского видеотворчества на фестивальных площадках характеризует процессы интеграции в видео производстве, где выигрывает тот сюжет, который более всего понравился зрителю. Эту тенденцию отмечает и профессор Н.Б.Кириллова: «Основной парадокс нашего времени состоит в том, что главными конкурентами большого кино сегодня являются маленькие экраны гаджетов» [8]. Таким образом, интернетплатформа фигурирует в роли некоего общедоступного киноклуба, где у любого зрителя есть возможность посмотреть кино на любом доступном экране.

Кинофестиваль «Артдокфест» также обладает виртуальной платформой «Артдокмедиа» для просмотра документального кино. Однако ее наполнение кино- и видеопродукцией зависит от требований организаторов данной площадки. Особенностью платформы «Артдокмедиа» является рейтинговая система, которая составляется по результатам конкурса «Артдокфест», а высокого рейтинга удостаиваются фильмы-победители фестиваля.

Некое пояснение наметившимся тенденциям в сфере искусства кино и видео дает исследователь Д.А.Колесникова. С ее точки зрения: «…медиа повсеместны, медиа внутри нас, они конституируют наше восприятие и чувственность; медиа связывают нас с другими, организуя повсеместный доступ к коммуникации и сетевому взаимодействию и одновременно разделяют — седируя, гипнотически приковывая к экрану, образу, бесконечно сменяющемуся контенту» [9].

Действительно, медиа всецело проникли в жизнь современного человека, но при изобилии потока информации возрастает избирательность зрителя, с одной стороны, а с другой — в конкурентной среде возрастает ценность производимого видеоконтента. Снижение численности аудитории телезрителей среди молодежи в определенной мере обусловлено смещением интереса в область интернет-пространства. Но интернет, как и телевидение, становится «инструментом формирования видения реальности» [10], и, как отмечалось, возникает проблема необходимости развития и поддержания культурных, духовно-нравственных ценностей в интернет-среде. Одновременно растет спрос на документальное кино. Например, видеоредакция белорусского сайта «Onliner» активно использует видеохостинг YouTube как платформу для публикации и просмотра документальных фильмов. История развития канала (2012–2020) — статистика насчитывает более 222 млн. просмотров.

Созданный в 2017 году интернет-СМИ «ТОК», входит в медиагруппу «Россия сегодня» и представляет собой сетевое издание, содержащее документальные фильмы на остросоциальные темы, блоги, новостные сюжеты в мобильном формате. Канал «ТОК» на YouTube насчитывает более 18 млн. просмотров видеоматериалов. И эти цифры только подтверждают востребованность документального кино в сетевом пространстве.

Вместе с тем, из массы опубликованных любительских видеоматериалов формируется современная документальная летопись. Условия же функционирования видеоплатформ позволяют осуществлять оперативную и публичную видеокоммуникацию. Доступный широкой интернет-аудитории инструментарий для создания видеороликов и интерактивной коммуникации с потребителями разных возрастов оказывает воздействие на развитие кинематографа. И конкурсные площадки, ориентированные на продукцию кино-, теле- и других видов экранных искусств, способствуют поиску и выявлению качественного и содержательного видеоматериала. В фестивальное движение начинают включаться и пользователи платформ видеохостинга, поскольку медиасоциализация сопряжена с навыками цифровой грамотности. Это повышает значимость фестивалей, которые имеют открытый доступ к виртуальным платформам для просмотра конкурсных лент в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В итоге виртуальные киноклубы становятся неким локомотивом движения экранного искусства в эпоху цифровизации, так как способствуют формированию экранной культуры в социальном пространстве.

 

 

 

 

[1] Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном / Таллинн: Александра, 1994. C. 212.

[2] Никитина И.П. Искусство и культура / Философско-эстетическое исследование. М.: Идея-Пресс. С. 81.

[3] Социальные сети TikTok начали осваивать рынок в России в 2019 году. — Прим. авт.

[4] Год TikTok: как сервис стал популярным в России и что в нем делает бизнес // URL.: https://vc.ru/marketing/95601-godtiktok-kak-servis-stalpopulyarnym-v-rossii-ichto-v-nem-delaet-biznes (дата обращения: 10.11.2020).

[5] Понятие интерсубъективности — одно из ключевых в феноменологической социологии (А.Шюц, А.Сикурел, Г.Гарфинкель). — Прим. авт.

[6] Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе / Г.С.Прожико. М.: ВГИК, 2004. С. 440.

[7] Железняков В.Н. Анатомия зрительного образа. М.: Союз Кинематографистов РФ, 2012. С. 110.

[8] Кириллова Н.Б. Парадоксы медийной культуры: избр. статьи / Н.Б.Кириллова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2017. С.19.

[9] Медиареальность: концепты и культурные практики / под редакцией В.В.Савчука. СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2017. С. 89.

[10] Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе / Г.С.Прожико. М.: ВГИК, 2004. С. 26.

About the authors

Anastasiya Shtandke

S.A.Gerasimov Russian State Institute of Cinematography (VGIK)

Author for correspondence.
Email: shtandke-nasta@mail.ru

Russian Federation, 3, Wilhelm Pik street, 129226 Moscow, Russia

Post-Graduate student, All-Russian State Institute of Cinematography named after S.A.Gerasimov (VGIK)

References

  1. Zeleznyakov V.N. (2012) Anatomiya zritel'nogo obraza [Anatomy of the visual image]. – Moscow: Soyuz Kinematografistov RF, 2012. – 114 p. (In Russ.).
  2. Kirillova N.B. (2017) Paradoksy medijnoj kulytury: izbr. statyi [Paradoxes of media culture: selected Articles]. N.B.Kirillova. – Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta. – 453 p. (In Russ.).
  3. Lotman Yu.M., Yu.G.Civyian (1994) Dialog s ekranom [Dialog with the screen]. – Tallinn: Izdatel'stvo Aleksandra, 1994. – 215 p. (In Russ.).
  4. Mediarealnosty: koncepty i kulnurnye praktiki: uchebnoe posobie [Media reality: concepts and cultural: a textbook]. Ed. by V.V.Savchuk. Saint Petersburg: Fond razvitiya konfliktologii, 2017. – 388 р. (In Russ.).
  5. Nikitina I.P. (2017) Iskusstvo i kulytura / Filosofsko – esteticheskoe issledovanie [Art and culture. Philosophical and aesthetic research]. – Moscow: Izdatel'stvo Ideya-Press. – 195 p. (In Russ.).
  6. Prozhiko G.S. (2004) Koncepcia realnosti v ekrannom dokumente [The concept of reality in a screen document]. – Moscow: VGIK, 2004. – 454 р. (In Russ.).

Supplementary files

There are no supplementary files to display.

Statistics

Views

Abstract - 26

PDF (Russian) - 3

Cited-By


Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2020 Shtandke A.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies